|
Трибуна (Москва) , N106
22.6.2002
В ШВЕЙЦАРИИ МАСОНУ СКРЫВАТЬСЯ НЕТ РЕЗОНУ!.
В Фрибурге состоялся ежегодный съезд крупнейшей в стране масонской ложи "Альпина".
Маски и плащи до пят, поверх которых повязаны фартуки каменщиков, обнаженные шпаги, черепа и кости... Все эти романтические символы масонства отсутствовали на открытом для публики собрании 600 делегатов из расположенных по всей Швейцарии 80 отделений "Альпины", которые съехались во Фрибург, чтобы избрать нового Верховного мастера ложи, чье имя опять-таки не принято скрывать. Последние четыре года "Альпину" возглавлял житель франкофонного Невшателя Жан-Жак Сунье, ныне передавший свои полномочия уроженцу италоязычного кантона Тичино Альберто Менашу.
Как заметил по этому поводу сам Сунье: "Устав нашей ложи предписывает, чтобы каждый новый Великий мастер был родом не из того же языкового региона, что и прежний. (Территория Швейцарии делится на четыре исторические области, где преобладают немецкий, французский, итальянский языки плюс ретороманский, представляющий собой искаженную латынь). Таким элегантным способом мы застраховались от того, чтобы власть в ложе надолго взяли земляки из одного региона. Это противоречило бы нашим главным принципам - равенству и братству".
Что же представляет собой швейцарское масонство? Считается, что первая швейцарская ложа "вольных каменщиков", объявивших своей главной целью борьбу с предрассудками, деспотизмом и нравственное самоусовершенствование, возникла в Женеве в 1738 году. К настоящему времени в стране официально зарегистрированы, как и подобает добропорядочным общественным организациям, четыре "Великие ложи", в" 120 отделениях которых членствуют более 7000 человек. "Астрея" является не только самой старой, но и самой крупной из них - основанная в 1852 году, ныне она объединяет, по разным подсчетам, от 3.700
до 4.800 "братьев", как традиционно называют друг друга масоны.
К слову, такое расхождение в цифрах объясняется одним из старых законов масонства: "Брат" может признаться посторонним в своем членстве в ложе, но не в принадлежности к ней другого "брата". Два других правила запрещают выносить за пределы ложи любые сведения о ее решениях и о принятых в ней ритуалах и паролях. Именно поэтому последовавшая за вполне гласными выборами нового Верховного мастера "Альпины" церемония его инаугурации, т.е. введения в должность, состоялась уже при закрытых дверях. За ними отсутствовали женщины, доступ которым в члены "Альпины" напрочь запрещен в отличие, скажем, от созданной в 1970 году "Великой женской ложи Швейцарии", в 14 отделениях которой состоят 360 одних лишь "сестер". Тогда как Великие ложи "Право человека" с 6 отделениями и "Смешанная ложа" с 9 отделениями, где числятся соответственно 160 и 200 членов, открыты и для прекрасного, и для сильного пола.
Типичная швейцарская ложа является по форме закрытым клубом, члены которого собираются не реже раза в месяц, чтобы обсуждать общие проблемы. "Мы не претендуем на то, чтобы как-то влиять на государство и вообще стараемся не касаться политики и религии, - заявил отвечающий в "Альпине" за связи с прессой Мишель Кугне. - Наша главная задача - это самовоспитание в духе внимания и терпимости к окружающим, причем не только к масонам. Но именно членство в ложе помогает развить эти качества наилучшим образом". К примеру, масоны очень любят дискутировать в своем кругу на такие темы, как правосудие, свобода личности, солидарность
, и анализировать, насколько их собственное поведение соответствует провозглашаемым ими высоким идеалам.
Важным аспектом работы масонов служит благотворительность, которой, помимо них, занимаются и многие другие действующие в стране объединения вроде местных филиалов международных клубов "Ротари" (в его рядах состоят 10 тысяч швейцарцев), "Львов" (7.500 членов), "Кивэйнов" (6.000) и "Сороптимистов" (2.000). Зачастую их членами благодаря своей социальной активности становятся и местные масоны, но их Мастера напрочь отрицают распространенный слух, что перечисленные выше ассоциации являются филиалами лож. Приводятся следующие аргументы: "Эти организации "завязаны" на экономику и формируются из элит общества. Тогда как для нас на первом плане стоит нравственный аспект. Если люди хотят вступить в ложу, считая ее влиятельным объединением, способным помочь им в карьерном росте, мы обычно отсеиваем их еще на собеседованиях. Но если наш "брат" по этой или иной причине разочаровался в масонстве, он может в любой момент расстаться с ложей без всяких последствий для себя".
До недавнего времени масонские ложи Швейцарии пополнялись "учениками", т.е. новичками, находящимися на первой ступени осознания масонского мировоззрения (выше них стоят ранги "подмастерьев" и "мастеров"), которых вовлекали в ряды "вольных каменщиков" знавшие их полноправные "братья". Но, учитывая технический прогресс, уже три года все желающие могут связаться с приглянувшимися им ложами по Интернету. "Мы стремимся не к количественному, а к качественному росту, поэтому из 50 электронных заявок о приеме в нашу ложу пока удовлетворили лишь девять, - подвел первые итоги сетевой акции один из масонов Женевы, пожелавший остаться инкогнито. - Может быть, мы
слишком щепетильны, требуя от кандидатов безупречного прошлого, в том числе и отсутствия проблем с полицией. Но именно благодаря этому масоны Швейцарии в отличие от французских собратьев никогда не были замешаны в политических скандалах".
Впрочем, историки швейцарского масонства отмечают, что только в XX веке было два периода, когда "братьям" довелось пережить серьезные потрясения. Сперва в 1937 году весьма влиятельные тогда в парламенте страны правые партии, где было немало сторонников Гитлера - особенно среди выходцев из германоязычных кантонов, - предложили "закрыть по примеру третьего рейха все тайные общества Швейцарии". Тогда благоразумие победило, а швейцарские "братья" и "сестры" отделались легким испугом.
Второй раз они оказались в центре внимания не только прессы, но и полиции, когда в августе 1983 года из женевской тюрьмы "Шам-Долон" при таинственных обстоятельствах сбежал банкир мафии и активист влиятельной итальянской ложи "П-2" Личо Джелли, которого подкупленный им охранник вывез за ворота в грузовом фургоне. После побега в причастности к нему подозревали местных масонов, но эта версия так и не нашла подтверждения, попортив, однако, "братьям" немало нервов. Сегодня, 20 лет спустя, они поддерживают теплые отношения и со швейцарской полицией, и с церковью, и с прессой. А значит, имеют большие шансы сохраниться и в наступившем XXI веке...
Максим ТОКАРЕВ. (Соб. корр. "КП" - специально для "Трибуны"). ЖЕНЕВА
____________________________________________________________
Российский Кто есть Кто (Москва) , N003
30.5.2002
ПОД ДВУМЯ ДВУГЛАВЫМИ ОРЛАМИ К ДЕСЯТИЛЕТИЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ РЕГУЛЯРНОГО МАСОНСТВА ДРЕВНЕ-ПРИНЯТОГО ШОТЛАНД
Интервью с главой Великой ложи России, великим командором регулярного масонства Георгием ДЕРГАЧЕВЫМ.
- Георгий Борисович, для начала расскажите, пожалуйста, где Вы родились и кем были Ваши родители.
Я родился в 1949 году в самом центре старинного русского города Ярославля в знаменитом Спасском монастыре, где тогда располагался Институт повышения квалификации работников сельского хозяйства, в котором мои родители служили преподавателями, имея за то в монастырском корпусе две весьма просторную квартиру с высокими потолками. В монастыре я рос до десяти лет, то есть до тех пор, пока на его территории не был основан музей. Тогда же мои родители получили квартиру в одном из жилых районов Ярославля.
Между прочим, именно в погибшей затем библиотеке ярославского Спасского монастыря знаменитый русский коллекционер, масон и граф Алексей Семенович Мусин-Пушкин (член ложи прусского устава "строгого послушания") нашел рукопись "Слова о полку Игореве". В 1918 году монастырь стал центром белогвардейского восстания, утопленного в крови большевиками. Ло сих пор над территорией монастыря молчаливо высится скорбная "башня смерти", откуда большевики, чиня расправу, швыряли вниз взятых в плен участников мятежа.
Еще в школьные годы, следуя примеру отца, бывшего одним из первых довольно известных советских радиолюбителей, я увлекся радиоэлектроникой и, окончив школу, поступил в Ярославский политехнический институт. Но, проучившись один год в политехе, я понял, что являюсь "безнадежным" гуманитарием, а потому решил идти на историко-филологический факультет Ярославского педагогического института, который и закончил в 1975 году. Затем продолжил учебу уже по философской специальности в аспирантуре Всесоюзного Московского государственного заочного
педагогического института. Окончив аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию по эстетике в МГУ. Именно тогда меня стали интересовать, помимо проблем общей и трансперсональной психологии, которыми я занимался в силу своей научной специальности, сакральные эзотерические знания, непосредственно связанные с посвятительной (инициатической) практикой, их место в истории философии и теологии.
Гак Вы сделались фраик-масоном?
Безусловно, круг моих научных изысканий подвиг меня к принятию масонского посвящения. Хотя я не являюсь первым масоном в нашем роду, что тоже, вероятно, повлияло на мое решение стать вольным каменщиком.
Еще в раннем детстве я часто игрался старинной печатью для сургуча с изображением масонских символов, некогда принадлежавшей моему прадеду Алексею Георгиевичу Лергачеву. Этой печатью он обычно опечатывал свою корреспонденцию. Я знал, что прадед, будучи государственным чиновником по Самарской губернии, состоял в одной из масонских лож Поволжья. Правда, выяснить, в какой именно так и не удалось, поскольку масонские архивы в период лихолетья российских войн и революций подвергались тотальному опустошению и уничтожению.
Конечно, прежде чем влиться в масонские ряды, я прошел определенный путь от увлечения восточными религиозно-мистическими учениями (буддизмом, йогой, тантрой и т.д.) до христианства, что позволило мне сделать вывод о несовместимости восточного мистического опыта с нашим российско-православным мировосприятием. В конце концов, уже в достаточно зрелом возрасте я сознательно тайно крестился в одной из православных церквей, а было это еще при крепкой советской власти, которая никак не поощряла подобные инициативы в научно-преподавательской среде.
Еше в мою студенческую бытность в Ярославле я дружил с одним французом, являвшимся истым католиком. Кстати, он-то и
подарил мне Библию на русском языке, напечатанную еще на папиросной бумаге. Затем мой друг француз был посвящен в масоны в системе французского
"Великого Востока".
А Вы считаете франк-масонство христианским феноменом?
Кто бы там что ни говорил и ни писал о масонстве, оно - порождение европейской христианской жизни. И масонству отнюдь не три века, как считают некоторые историки. Масонство уходит корнями в средневековые рыцарские ордена и ремесленные корпорации, тесно связанные с церковью единой верой и единой культурой. По данным официальной масонской хронологии считается, что первую масонскую ложу создал в 926 году в Йорке (Нортумберленд, Англия) Эдвин, сын легендарного рыцаря Ательстана (Адельстана).
Меня посвятили в масоны в 1990 году в так называемой красной ложе "L'Oevre fraternel" ("Братское дело") системы "Великого Востока" Франции. Ложа эта работает по старому шотландскому уставу во Славу Великого Архитектора Вселенной.
До посвящения я жил в Париже, знакомясь с грандиозными библиотекой и архивом "Великого Востока". Принимал участие в работе неритуальной белой ложи, куда вместе с братьями допускаются и профаны.
Но ведь сам по себе "Великий Восток" является все-таки нерегулярной и атеистической масонской системой.
"Великий Восток" Франции - весьма пестрая система лож. В него входят и ложи, действующие по старому шотландскому уставу, атеистическими которые назвать никак нельзя. С другой стороны, Конституция "Великого Востока" Франции признает, что масонами могут быть как верующие, так и неверующие. Ну и, пожалуй, самое основное, что бросает тень на "Великий Восток", - на собраниях его лож могут обсуждаться политические вопросы и приниматься политические решения.
А это противоречит принципам регулярного масонства.
Но ведь первая ложа в нынешней России была создана под эгидой нерегулярного "Великого Востока" Франции?
Это так. В 1991 году при помощи "Великого Востока" Франции мы организовали масонскую ложу "L'Etoile du Nord" ("Северная Звезда"), досточтимым мастером которой я стал и которая впервые после 1917 года начала действовать в России на законных основаниях. В августе 1991 года во время путча опять же по линии Великой ложи Франции состоялась церемония открытия ложи "Николай Новиков".
Тогда же я пришел к выводу, что для России будет наиболее органично и приемлемо именно регулярное масонство с его духовно-консервативными и теологическими принципами, восходящими к древним традициям шотландских вольных каменщиков.
Что ж, решение было принято и Рубикон перейден. В 1992 году я "регуляризовался" в русской эмигрантской ложе "Астрея" в Париже, входящей в Великую национальную ложу Франции. Затем 14 января 1992 года в Париже была основана регулярная ложа "Гармония", начавшая на постоянной основе работать в России под моим руководством с сентября 1992 года. В 1993 году в России были открыты еще три ложи и на основе четырех лож в 1995 году мы образовали Великую ложу России.
Хочу особо подчеркнуть, что в начале 90-х годов уже прошлого столетия у истоков возрождения регулярного масонства в России стоял полковник французского Генерального штаба, член "Астреи" и русский эмигрант первой волны барон Михаил Васильевич Гардер, ныне в Бозе почивший.
Георгий Борисович, а чем все-таки отличается регулярное масонство от нерегулярного?
Регулярное масонство - та часть братства вольных каменщиков, которая признает древние
ландмарки (основополагающие принципы, путеводные вехи) масонства. Ложа регулярного масонства признается таковой, если она имеет хартию, выданную регулярной Великой Ложей. Подобным же образом Великая Ложа становится регулярной, когда получает хартию от одной из признанных регулярных Великих Лож, каковыми, например, являются: Объединенная Великая Ложа Англии, Великая Материнская Ложа Шотландии, Великая Ложа Ирландии, Великая Национальная Ложа Франции, Великая Ложа России и др. Что же касается лож нерегулярного масонства, то они переходят в разряд таковых в тот момент, когда перестают признавать одну или несколько ландмарок и уже не руководствуются ими в своей работе. С формальной точки зрения, нерегулярные ложи - ложи, не имеющие хартии, выданной регулярной Великой Ложей.
Между прочим, масонство практически сразу после своего зарождения перестало являться единым целым и с тех пор всегда представляло собой набор различных систем. Среди них, - строгое и слабое послушание, английское масонство, древнее английское масонство, шотландский устав, розенкрейцерство. Однако разделение масонства на регулярное и нерегулярное никогда не основывалось на различиях в обрядах, символике и административном устройстве. Как сказано выше, регулярность заключается в признании Орденом и каждым братом основных ландмарок и формальном признании масонских лож регулярными ложами. В регулярном масонстве до сих пор сосуществуют, например, ложи древне-принятого шотландского устава, йоркского устава, устава усовершенствования (Emulation) и пр.
Разделение масонства на регулярное и нерегулярное, например, во Франции, произошло по причине того, что Великий Восток Франции отказался от наиважнейшего для масонства принципа - веры в Бога каждым братом. Членами Великого Востока Франции теперь могут становиться люди, не верящие в Бога и бессмертие души. Конечно, это вызвало шок у всего мирового масонского сообщества и Великий Восток Франции перестала поначалу признавать Объединенная Великая Ложа Англии, а вслед за ней и прочие регулярные Великие Ложи. Затем Великий Восток Франции стал еще более удаляться от масонских принципов, занимаясь политикой и активно выдвигая от имени масонства свои политические претензии, что также противоречит принципам регулярного масонства.
Сколько сейчас лож входит в Великую ложу России и какие регионы они представляют?
В настоящее время в Великую ложу России входят восемнадцать масонских лож, представляющих Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Воронеж и Владивосток. Мы активно работаем в российских регионах и надеемся, что в скором будущем откроются новые ложи в областных и краевых центрах, куда еще после революции 1917 года не ступала нога вольного каменщика.
Сохраняются ли у Вас связи с масонской системой "Великого Востока" Франции?
Официальных контактов между нами быть не может, поскольку представители регулярных масонских лож не имеют права посещать заседания нерегулярных масонских лож.
Что же касается судьбы вышеупомянутых лож "Великого Востока" в России, то многие из их членов вместе с нами "регуляризировались", пополнив, таким образом, ряды регулярного масонства. Также мне известно, что в Москве существует одна ложа системы "Великого Востока". Хотя нельзя не отметить: после ухода большинства русских масонов в регулярные ложи деятельность "Великого Востока" на территории России пошла резко на спад.
Георгий Борисович, а какова все-таки, на Ваш взгляд, цель существования масонского братства?
Наверное, я не буду оригинален, если скажу, что цель, ради которой существует франк-масонство - это самосовершенствование человеческой личности в братской среде, что включает в себя постоянный духовный поиск масона и его устремленность к идеалу. Хочу особо подчеркнуть, что принадлежность к масонству отнюдь не отменяет принадлежности брата к тому или иному религиозному исповеданию. Вера есть вера.
Другое дело, что официальная церковь по разным причинам не всегда может удовлетворить взыскующие духовные потребности современного человека (в особенности, если уровень его будет выше среднестатистического), а потому этот человек обращается к масонству, где он в состоянии реализовать себя на пути духовного знания и братского общения. Кстати, в Великой ложе России создана и действует исследовательская ложа "Quatuor Coronati" ("Четверо Коронованных"), которая занимается не только общей историей отечественного масонства, но и изучает духовные труды русских масонов, начиная с XVIII века и по сей день.
Почему же тогда говорят, что масонство пытается повсюду захватить власть?
Тут не надо путать масонство с различными парамасонскими тайными организациями, которые, прикрываясь масонскими лозунгами и символикой, пытаются ловить рыбку в мутной воде. Поверьте, таких организаций несчетное количество. О нашем регулярном масонстве я уже сказал, что оно - вне политики.
Тем не менее, символом древне-принятого шотландского устава регулярного масонства является Двуглавый Орел (что уже само по себе на символическом уровне роднит масонство с Русским государством! ). В масонском понимании Лвуглавый Орел означает единство духовной и материальной властей, что тождественно происхождению законов человеческих из законов Божественных. Поэтому для масона главным является познание законов Божественного мироустройства ("Царской Науки") и по возможности воплощение этих законов в реальной жизни, то есть на месте своего призвания, что соответствует труду по самосовершенствованию человеческой личности. Конечно, идеал масонства заключается в том, чтобы государством руководили исключительно духовно-просвещенные, мудрые, богобоязненные люди. А это, согласитесь, сродни теократии. Хотя конкретно никаких политических целей масонство не преследует. К тому же, согласно древне-принятому Шотландскому уставу, масон до тридцатой степени не может действовать в мире как масон и выполнять особые масонские функции, поскольку он еще не познал границ добра и зла. Только в тридцатой степени (степени рыцаря-тамплиера, чьим символом является Святой Георгий-Победоносец) ему дается понимание добра и зла и вручается меч для борьбы со злом.
Сейчас Вы затронули идущую из глубины веков эзотерическую сторону масонской практики. Насколько она развита в современном масонстве?
Эзотерическая сторона, на мой взгляд, не столь ярко выражена в современном масонстве, чем в масонстве прежних времен. Причина в том, что люди XVIII-XIX веков более трепетно относились к духовной (иноматериальной) сфере, нежели люди бездуховного прошлого столетия. Хотя, конечно же, при посвящении масона в ту или иную степень используются старинные инициатические ритуалы. Тем паче, что все масонские степени имеют символы, происхождение которых мы обнаруживаем в обрядах рыцарских орденов и ремесленных корпораций спиритуального Средневековья. К тому же, символы - это ключ к бессознательному, дорога к архетипическим основам человеческой личности. Символ способен пробудить человека от духовной спячки к новой жизни, поставив его на путь самосовершенствования. Посему работа с символами - один из важнейших аспектов деятельности масонских лож современности.
Но все это, конечно, далеко от того, что называют сатанизмом и в чем умышленно обвиняют масонство некоторые псевдопатриотические деятели от истории и журналистики.
Но ведь эти историки и журналисты в подтверждение своих слов ссылаются на различные источники.
Все источники, о которых Вы упомянули и которые используются вышеназванными авторами, были сфабрикованы в печально известном католическом Ордене иезуитов, борющемся на протяжении столетий с регулярным масонством древне-принятого шотландского обряда.
С другой стороны, еще раз повторюсь: с масонством путают разные тайные общества, не имеющие к нему никакого отношения, - мартинистские, псевдорозенкрейцерские и прочие теософско-оккультные ордена. Да и так называемая фальшивая масонская система "Мемфис-Мицраим" в своей деятельности никоим образом не соприкасается с регулярным масонством. В своих корыстных целях она самозвано использует масонскую вывеску для вовлечения в свои ряды наивной да ищущей мистицизма публики. Я не исключаю, что в подобных герметических организациях отправляются черно-магические и, следовательно, по определению Рене Генона, контринициатические ритуалы. Но при чем здесь регулярное масонство древне-принятого шотландского обряда? Мало ли кто может себя объявить масоном? Ну а нашим противникам, естественно, выгодно смешать ложь и правду о масонстве, выставив его в неприглядном виде.
Так рождаются чудовищно нелепые мифы о вольных каменщиках. Кстати, смешение лжи с правдой - это, по Библии, извечный прием отца лжи - дьявола.
Георгий Борисович, л что Вы можете сказать о термине "жидомасоны", довольно прочно вошедшем в обиход нашем жизни?
Он из тех нелепых мифов, о которых мы только что говорили.
Действительно, евреи присутствовали и присутствуют в масонстве. Хотя они присутствовали и присутствуют также и в католицизме, и в протестантизме, и в православии. Однако это вовсе не означает, что вышеперечисленные христианские конфессии по сути еврейские и полностью подчинены евреям. То же и с братством вольных каменщиков. В своей символике масонство в отдельных случаях использует гексаграмму (шестиконечную звезду) и использует, заметьте, с XVIII века, то есть за два с лишним века до возникновения государства Израиль.
Между прочим, гексаграмма красовалась и на геральдическом щите масонского ордена тамплиеров, возрожденного сэром Рамзеем в Англии в XVIII веке. Ни сам сэр и рыцарь Рамзей, ни члены его ордена, бывшие представителями шотландских и английских аристократических родов, не имели никакого отношения к еврейству.
Другое дело, что среднестатистическому обывателю удобно усматривать в знакомых символах (принадлежащих не только евреям! ) вездесущее сионистское влияние. А ведь на восприятие среднестатистического обывателя и рассчитана вся продукция антимасонских мифотворцев!
В этой связи нельзя не отметить и то, что ортодоксальным религиозным евреям, раввинистам и хасидам, в Израиле и других странах до сих пор категорически запрещено вступление как в масонские ложи, так и разного рода тайные организации.
А как масонство относится к патриотизму?
Я считаю регулярное масонство патриотической организацией. Недаром в стародавних масонских конституциях шотландского обряда говорится, что первую клятву масон должен давать Господу Богу, вторую - Отечеству, и третью - государству. Эти древние установления масонство не просто чтит, но исполняет по сей день. Такие клятвы приносили, вступая в братство вольных каменщиков, наши великие полководцы Александр Суворов и Михаил Голенищев-Кутузов, флотоводец Ушаков и др.
Особо хочу подчеркнуть для тех, которые в каждом упоминании о масонстве уже подозревают проявления мирового заговора: не существует никакого пресловутого единого масонского ордена вселенских масштабов (тем паче регулярного! ). Отсюда следует, что каждая Великая Ложа. объединяющая ложи того или иного национально-государственного образования, автокефальна и независима. Вот почему регулярное масонство в лучшем смысле слова аполитично и вольным каменщикам строго запрещено заниматься от имени братства политической деятельностью.
С зарубежными братьями нас объединяют только единые конституции и уставы братства. Конечно, с масонами других стран и народов мы общаемся довольно тесно. В рамках масонского сообщества проводятся Всемирные конференции Великих Лож, конференции великих командоров, членов масонских Верховных Советов и т. д. Хотя подчеркну, что все эти собрания не могут принимать решения обязательные для исполнения независимыми ложами, коей является и Великая Ложа России. Но ведь и у церковных и религиозных деятелей есть свои международные конференции (Всемирный совет церквей, Международная исламская конференция и т. д.).
Бытует мнение, что русская культура втором половины XVIII века была по преимуществу масонской. Вы согласны?
Действительно, многие выдающиеся представители русской культуры середины XVIII и начала XIX веков были масонами. Вспомним их блистательные имена, - поэты Державин и Херасков, архитектор Пашков, композитор Бортнянский... Скоро мы выпустим CD 'Три столетия масонства в России", где достаточно исчерпывающе будет отражена тема масонства и русской культуры, начиная с XVIII века.
Скажите, а где еще на постсоветском пространстве, помимо России, основаны Великие Ложи регулярного масонства?
Недавно основана Великая Ложа Молдовы (кстати, в первой трети XIX века в Кишиневе действовала одна из русских "Астрей"). Уже создана Великая Ложа Литвы. Вскоре, возможно, на основе трех регулярных лож будет образована Великая Ложа Латвии. В Эстонии регулярное масонство уже отпраздновало
свой десятилетний юбилей. Там Великую Ложу учредили братья-каменщики из Финляндии.
Представители каких слоев и социальных групп входят сегодня в масонское братство России?
Безусловно, представители интеллигенции, в том числе и самого многочисленного ее отряда - ученых, врачей, учителей и военнослужащих. Есть среди наших братьев и бизнесмены. Но могу Вас заверить с полной ответственностью: олигархов среди российских вольных каменщиков нет!
Беседу вел Владимир ТКАЧЕНКО-ГИЛЬДЕБРАНТ