|
Источник: Русская мысль Регион: -
Дата: 10.10.2002 Город: Париж
Автор: ВСЕВОЛОД САХАРОВ
РУССКИЙ МИНИСТР, "КОРМЧИЙ" ГРЕЦИИ, ВОЛЬНЫЙ КАМЕНЩИК
Граф Иоанн Каподистрия
Как приходят во власть? По-разному, конечно, но само собой здесь ничего не делается. Люди сами выбирают силу, которая выносит их наверх. Иногда они стучатся в двери ложи вольных каменщиков. В XVIII и XIX веках это был "многих славный путь" наверх. И на нем встречаются фигуры неясные, молчаливые, стремящиеся пребывать в тени и вместе с тем влиять и властвовать.
Граф Иоанн Антонович Каподистрия (31.01.1776, Корфу - 29.09.1831, Навплия), венецианский грек из богатой и знатной семьи, окончил медицинский факультет Падуанского университета в Италии и быстро, к 1803 г., стал на родине влиятельным политическим деятелем, одним из министров республики Ионических островов, которую создавал его отец. Добрый, тихий и аскетичный Каподистрия был человеком просвещенным и прирожденным просветителем, изучал в университете и философию, особое внимание уделив Пифагору, Платону и швейцарскому мистику и масону Лафатеру. Что, впрочем, не помешало ему полюбить венецианскую графиню Изабеллу Феотоки.
Карьеру он начинал доктором на турецком корабле. Почти все врачи тогда были масонами, орден вольных каменщиков набирал силу в Италии и вскоре встал во главе освободительного движения карбонариев (заметим, что Мадзини и Гарибальди были масонами), а политика, особенно "левая", тогда тоже требовала связей во влиятельной масонской среде. Самый таинственный период биографии графа - это время от окончания университета до образования республики в 1799 г. после изгнания французов, когда греки на Ионических островах получили конституцию и правительство из рук русского императора.
Тогда и сложились его многообразные связи, дружба с богатым венецианским купцом Алексиосом Николаидисом и будущим известным итальянским поэтом Уго Фосколо, началось полезное знакомство с загадочным и влиятельным венецианским графом Дж. Мочениго, состоявшим и на русской службе. Каподистрия сначала возглавил русский военный госпиталь при захватившем Корфу адмирале Ф.Ф.Ушакове, вскоре стал чрезвычайным комиссаром правительства республики, главой "русской партии", министром внутренних и иностранных дел, ведал военно-морским ведомством, возглавлял местную милицию, то есть организованные, оплачиваемые и вооруженные русскими отряды греков.
На Корфу находились в то время (1803) русский экспедиционный корпус, посол и военные корабли, и "дипломат" Каподистрия занимался по службе размещением русских гарнизонов на островах. Это означало, что он фактически обладал на Ионических островах всей полнотой власти, и лишь вынужденный возврат островов Наполеону в Тильзите пресек эту политическую деятельность и помешал графу стать президентом республики под русско-турецким протекторатом.
Эти связи помогли Каподистрии в 1809 г. перейти на русскую службу и сразу занять высокое положение (он получил чин статского советника и орден Св. Анны 2-й степени), а потом стать фактически русским министром иностранных дел, что для малоизвестного иностранца просто беспрецедентно. Он пользовался доверием мистически настроенного императора Александра I, покровительством просвещенного, окружившего себя учеными-масонами канцлера Н.П.Румянцева, был связан с адмиралом-масоном П.В.Чичаговым, автором проекта организации прорусского восстания на Балканах с участием своих войск, и служил в Дунайской армии Чичагова в ходе русско-турецкой войны (его дипломатическая канцелярия была центром русского шпионажа на Востоке), затем был почетным членом промасонского литературного общества "Арзамас".
С этой точки зрения важна роль Каподистрии в судьбе молодого Пушкина, которого он неслучайно защищал перед царем Александром и которому продуманно покровительствовал, послав его в Кишинев, то есть в самый центр греческого революционного движения этеристов (князь Александр Ипсиланти был масоном, равно как и его братья-офицеры, князь Егор Кантакузин и другие знатные греки), где комиссия из посланных Каподистрией правоведов (во главе ее был Петр Манега, офранцузившийся эпирский грек и, видимо, масон) под наблюдением генерала-масона И.Н.Инзова создавала кодекс бессарабских законов, которые неслучайно стали законами независимой Греции при правителе Каподистрии.
Там Пушкин исполнял обязанности переводчика законов с французского (видимо, имелся в виду Кодекс Наполеона) и вступил в ложу "Овидий", где были и греки. В Кишиневе Пушкин знал и претендента на молдавский престол Иордаки Росетти-Рознована, в чьем архиве найдено много писем Каподистрии. Росетти получил образование в Германии и Франции и, безусловно, был масоном. Одесский приятель Пушкина грек А.С.Стурдза служил под началом Каподистрии, а на его сестре Роксандре, красавице и умнице, впоследствии графине Эдлинг, известной мемуаристке, граф намеревался жениться. Министра хорошо знал и уважал учитель Пушкина Жуковский.
Этерия была, по сути, масонским делом, как и венты карбонариев в Италии и позднейшее движение младотурок, а осторожный Каподистрия был одним из тайных вождей "Филики этерии" (в 1811 году на русские деньги он организовал в Вене литературно-политическое Общество друзей муз - "Филомусон этерия", прообраз нашего "Арзамаса", но включавшее до 80 тысяч членов и хранившее крупные сумы в Мюнхене) и стал потом, после впечатляющей морской победы русских, французов и англичан над турками при Наварине, фактически вице-королем Греции, куда демонстративно вернулся на русском военном корабле. Должность его по-гречески красиво именовалась "кивернетис" - кормчий, регент, управляющий, но никак не президент.
Республиканец (так его назвал в письме Александр I) хотел получить греческую корону, ибо понимал, что полудикие орды местных повстанцев, клефтов и кирджалиев (Пушкин назвал свою замечательную новеллу в стихах "Кирджали" не именем, а прозвищем знаменитого разбойника-грека) и их жестокие хитрые вожди, закаленные в кровавой партизанской войне с турками и вечных усобицах, ценят только сильную монархическую власть. Его весьма жесткая политика была прорусской и масонской, за что Каподистрия и был убит у входа в церковь сыновьями вождя майнотов Петробея Мавромихали, полуграмотными политическими противниками из протурецкого лагеря, за которыми стояли англичане. (Впрочем, великолепный его портрет кисти знаменитого художника Т.Лоуренса стал собственностью английской королевы.) За убийство Каподистрии народное собрание наложило анафему на весь род Мавромихали.
Скорее всего, Каподистрия стал масоном в своей итальянской молодости, а потом не оформлял своих давних активных отношений с орденом, но был влиятельным членом его негласного верховного руководства. Он, возможно, посещал русские ложи, но навряд ли рискнул вступить в одну из них - это сразу же стало бы известным тайной полиции и императору и погубило бы карьеру министра. О многом говорит его осторожная, но последовательная защита неаполитанской революции, у кормила которой стояли местные вольные каменщики, на конгрессе в Троппау (1820). Сам министр писал русскому императору Николаю I: "Я со своей стороны никогда не принадлежал ни к какому тайному обществу". Но, как показывает опыт, верить таким заявлениям нельзя.
Русский новейший масонский словарь А.И.Серкова уверенно называет графа масоном, но автор, с которым я консультировался лично по этому вопросу в сентябре 2002 г., не имеет пока документальных данных о его вступлении в ту или иную русскую ложу, считая, что данные эти можно найти только в зарубежных, точнее французских, архивах. И это верно, ибо министр - масон европейский, а не русский. Западные авторитетные масонские словари Ленхоффа-Познера (Швейцария) и Д.Лигу (Франция) также считают Каподистрию вольным каменщиком. Имеется множество косвенных доказательств этого, со временем найдутся, видимо, и необходимые архивные документы.
Но дело не только в масонстве графа... Эта загадочная фигура, стоявшая на границе Востока и Запада, Европы и России, в центре вечно рокового "балканского узла", снова привлекает наше внимание, становится яснее и в свою очередь многое объясняет.
Москва