|
АНГЛИЙСКИЕ МАСОНЫ ОПРОВЕРГАЮТ МИФЫ О СЕБЕ
Марина КАЛАШНИКОВА, "Новые Известия", Виктор КАЛАШНИКОВ, для "Новых Известий", Лондон-Москва
Английские масоны вновь оказались в центре напряженных дискуссий. Орден "вольных каменщиков" старается быть более открытым к нуждам современного общества и активно участвует в общественно значимых проектах. Он отрицает секретность своей деятельности и публично опровергает лоббизм в политике и каких-либо религиозных делах. Однако в декабре между руководством Англиканской церкви и масонством разгорелся конфликт.
Архиепископ Кентерберийский Роуэн Дуглас Уильяме публично выразил свое негативное отношение к этому традиционному институту, подчеркнув "несовместимость масонства с христианством". Он высказался "против назначения масонов на ответственные государственные посты", поскольку масонские ложи остаются "секретными организациями, которые придерживаются сомнительных взглядов". Архиепископ также выразил беспокойство по поводу масонских ритуалов, некоторые из которых выглядят как "сатан истские".
В своем официальном ответе руководство Великой Ложи Англии и Уэльса опровергло подобные обвинения. Оно подчеркнуло, что напротив, масонство, как показывает 300-летний опыт его существования в Британии, способствовало возвращению многих людей в лоно своей церкви, а священнослужителей - к активной деятельности. Что же касается личных выгод, то напротив, во время посвящения новичков предупреждают не менее 6 раз о недопустимости действий в собственных интересах, за которые они могут быть изгнаны из братства без права восстановления. Руководство также сослалось на то, что вопросы, которые поднял архиепископ, едва ли могут вызывать непонимание общественности, поскольку многократно разъяснены в широко распространяемых брошюрах и на интернет-сайтахлож. Архиепископ приглашен посетить Великую Ложу в феврале 2003 года для более тесного знакомства с братьями, которое устранит любые его сомнения.
Тем временем Ассамблея Уэльса выступила с инициативой регистрации масонов и ужесточения ограничений при их назначении на официальные посты.
О проблемах и дискуссиях вокруг английского масонства в интервью "Новым Известиям" рассказал ДЖОН ХЭМИЛЛ, директор по связям с общественностью Объединенной Великой Ложи Англии и Уэльса.
- Скажите, как возникла ваша личная связь с масонством?
- В силу семейной традиции. Мой отец был масоном. После окончания университета 30 лет назад я вступил в ложу, где состоял и он. 28 лет я проработал в лондонском музее масонства, 15 лет в качестве его директора. Много занимался исследованиями масонства как социального явления в Британии.
- И какие же проблемы во взаимоотношении "вольных каменщиков" с остальными британцами беспокоят вас сегодня в первую очередь?
- Непонимание масонства со стороны окружающих. Это тем более досадно и несправедливо, что мы всегда были лишь микрокосмом британского общества. Надо, однако, признать, что с конца 1930-х до начала 1980-х годов масонские ложи в этой стране были слишком закрытыми для внешнего мира. Прежде мы были заметным явлением и, например, принимали участие в общественных мероприятиях именно как масоны. Но затем стали замыкаться в себе, в частности, под влиянием того, что происходило с нашими братьями в нацистской Германии. Ведь иногда забывают, что в 1933 году масоны первыми выступили против нацизма. Еще до того как нацисты развернули массовые репрессии против евреев, значительное число масонов погибли в концлагерях, просто из-за своей принадлежности к нашему ордену. А с началом войны в 1939 году, когда вот-вот могло начаться военное вторжение из Европы, масоны совершенно пропали из вида. Мы вообще не имели дела с прессой. В 60-е годы многим журналистам в Британии стало не о чем писать, поскольку парламентская и политическая жизнь переживала упадок. И вот стали выдумывать и публиковать страшные истории о масонах, будучи уверены, что реакции с нашей стороны не последует. Тогда же в основном сформировался миф о "масонском заговоре". И сегодня в моем нынешнем качестве я стараюсь объяснить, кто такие масоны, что представляют они собой как часть британского общества.
- Принадлежность к вашему ордену, очевидно, предполагает исповедование определенного мировидения. Что отличает вас в этом смысле от других сообществ, например, от церквей или политических организаций?
- Главное, как я полагаю, заключается в том, что "вольные каменщики" всегда сосредоточивали свое внимание на вещах, которые объединяютлюдей. Нас не интересует то, что разделяет. А это в основном и есть вопросы религии и политики. В то же время, вступая в масонство, вы должны верить в "Высший разум". При этом по конфессиональной принадлежности можете быть христианином или иудеем, мусульманином, индуистом и так далее. В масонских собраниях не разрешается обсуждать политические и религиозные темы - именно из-за их разделяющей силы. Гораздо больше нас интересует, что можно было бы совместными усилиями построить в интересах всего общества, опираясь на то, что нас всех объединяет. По этой же причине наше так называемое регулярное масонство никогда не выступает с заявлениями или комментариями на социальные и политические темы. Разумеется, это могут делать сами братья, но лишь от своего имени.- Объединяться ради чего?
- Прежде всего, ради истины как фундамента, на котором строится человеческое общежитие. Один из наших принципов так и гласит: "Мы должны жить в истине". Приверженность истине определяет нашу мораль и требует придерживаться более высоких моральных стандартов в повседневной профессиональной деятельности и личной жизни. Эти стандарты надо при необходимости защищать.
Вместе с тем объединение означает на практике проявление терпимости. Мы принимаем тот факт, что у людей могут быть иные взгляды и что у них есть право на такие взгляды. Хотя вовсе необязательно сами эти взгляды считать верными.
Что же касается масонской благотворительности, то мы стремимся не только собирать и раздавать деньги, но и отдавать часть собственного времени для службы нуждающимся членам общества.
- Масонство известно своей способностью оперировать различными символами, и считается, что часть таких символов сознательно внедряется в искусственную среду. Как реагирует на такую символику современное британское общество?
- Если и реагирует, то очень мало. За последние 50-60 лет мы стали очень рациональным обществом, ориентированным на научное знание. Утратили способность использовать символизм в своей жизни. Новому поколению все это вообще чуждо.
- Судя по названию, деятельность вашей Великой Ложи охватывает лишь часть Британских островов.
- Великая Ложа Англии и Уэльса, возникнув в 1717, является старейшей Великой Ложей в мире. Она объединяет 8644 ложи. Исторически сложилось так, что Шотландия и Ирландия имеют свою Великую Ложу. Причем в ее юрисдикцию входят и Северная Ирландия, и Ирландская Республика. - Сколько у вас членов?- Около 330 тысяч, причем в самом Лондоне до 40 тысяч. В Шотландии, Ирландии и Северной Ирландии - 120-150 тысяч человек. В мире насчитывается всего около 5 млн. членов.
- Сколько, кстати, масонов во Франции и в США и какова динамика членства?
- Во Франции есть Великая Ложа и Национальная Великая Ложа. По нашим оценкам, в них состоят около 100 тысяч человек, в Германии примерно 25 тысяч. В Америке масонов сегодня около 2 млн., а было 4 млн. За последние 25 лет количество братьев там значительно сократилось. Отчасти поэтому многие рассматривают тамошнее масонство как "организацию пожилых людей". К ней не очень охотно присоединяются молодые люди, занятые профессиональной деятельностью. Впрочем, это касается не только США и не только масонов. Многие другие общественные объединения на Западе испытали отток своих членов в самые последние десятилетия. Связано это отчасти с тем, что представители нового поколения работают по 12-14 часов вдень. Мой отец мог в свое время покидать офис в 3-4 часа дня, чтобы отправиться на заседание ложи. Сегодня это невозможно. Кроме того, изменилась модель семейной жизни. Прежде от мужчины требовалось обеспечивать доход и материальные основы существования семейства. Сегодня супружество в значительной мере строится на партнерстве, а от мужчины ожидают гораздо более разностороннею вклада в семейную жизнь.
- Стоит ли и перед Вашей Великой Ложей проблема старения ее членов?
- В 1980-е-90-е годы у нас также происходило сокращение доли более молодых и средних возрастов. Ведь раньше общество было довольно статичным. Большинство людей росли, жили и умирали в радиусе 30-40 миль от места их рождения. Экономические проблемы, возникшие в 1980-е годы, заставили всех стать более мобильными. Прежде всего это касается, конечно, молодежи, которая чаще сегодня меняет место жительства и работы, а также свой круг общения. Но в последние 4-5 лет мы вновь замечаем приток людей в возрасте 20-30 лет. Особенно вне Лондона. Из общения с такими братьями я знаю, что они стремятся путем участия в ложах обрести ощущение стабильности. Ведь мы живем в мире, который меняется ежедневно и в котором столько неопределенности. А людям необходим некий фокус, неизменный "центр". Кроме того, некоторых привлекает в ложи уверенность в том, что в течение 1 -1, 5 часа, которые длятся наши заседания, и последующей трапезы никто их не побеспокоит и можно будет забыть проблемы повседневной жизни.
- Каков примерный социальный состав лож?
- Не знаю. Мы ведь не ведем учета, чем люди занимаются в своей жизни. По опыту могу сказать, что основное ядро членов - это профессиональные менеджеры, люди из разных видов бизнеса, юристы и так далее.
- Кто возглавляет Великую Ложу Англии и Уэльса?
- Нашим Великим Мастером с 1967 года является член королевской семьи принц Кентский, двоюродный брат королевы.
- А какую роль в британском масонстве играет принц Майкл Кентский, который хорошо известен в России участием во многих благотворительных проектах?
- Он Великий Мастер в одном из других масонских орденов. Но одновременно он возглавляет одну из лож в графстве Мидлсекс.
- Кто еще из членов королевской семьи является масоном?
- Принц Филип, супруг королевы, масон с 1950-х годов. Формально он им еще остается, но уже лет 30 не является активным членом ложи.
- Как принадлежность к масонству влияет на политическую активность британцев?
- Не думаю, что масоны оказывают влияние на политическую жизнь. Сегодня, я полагаю, из 650 членов парламента лишь трое являются масонами. В последние 280 лет, по-видимому, только два наших государственных деятеля были масонами: министр иностранных дел начала XIX века Роберт Стюарт Касдри и британский премьер сэр Уинстон Черчилль. Он, кстати, был активным масоном в течение примерно десяти лет в своей молодости. Но когда его политическая карьера стала быстро развиваться, она, как и у многих людей, стала занимать всю его жизнь. Он тогда прекратил участвовать во многих других объединениях и клубах, при этом сохранив наилучшие воспоминания о масонстве. Поэтому вряд ли можно оценить, как принадлежность к масонству повлияла в конечном итоге на жизнь и деятельность Черчилля. Вообще же, одно из наших правил сводится к тому, что если кто-то из братьев пытается использовать членство в ложе в интересах личной выгоды или выгоды для своих родственников, то мы от него освобождаемся. У нас очень строгая дисциплина на этот счет.
Масса чепухи была написана про масонов, якобы манипулирующих общественной жизнью, бизнесом и политикой. Такие "теории заговора" легко строить. Гораздо труднее их опровергать.
- Что же полезного делаете вы тем не менее для остального общества?
- У нас четыре национальных благотворительных проекта: Общая Благотворительная Программа (Grand Charity), Детский Масонский Трест (the Masonic Trust for Boys and Girls), Королевский Масонский Благотворительный Институт (the Royal Masonic Benevolent Institution), Новый Масонский Самаритянский Фонд (the New Masonic Samaritan Fund). Одни ориентированы на помощь масонам и их семьям, испытывающим те или иные трудности. Другие собственно масонские благотворительные программы. Но главное - распределение грантов для немасонских проектов. На благотворительные цели ежегодно расходуется около 20 млн. фунтов стерлингов. Распределяется около 1000 грантов стоимостью от 500 до 5000 фунтов. Обычно средства аккумулируются на каком-нибудь крупном проекте. Скажем, одна из ведущих программ стоимостью 0, 5 миллиона фунтов на 3-5 лет рассчитана на поддержку сети хосписов для пожилых людей в Великобритании. Каждый хоспис в Англии и Уэльсе получает ежегодный грант.
Кроме того, Масонский Трест изначально занимался организацией образования и отдыха для детей масонов. Но сейчас поддерживает также быстро растущую сеть хосписов для неизлечимо больных детей. К сожалению, таких сейчас очень много. Мы стараемся сделать все, чтобы эти дети жили нормальной жизнью сколь возможно долго: учились с помощью Интернета, поддерживали связь с друзьями и родственниками по электронной почте. Гранты предназначены также на оборудование и обучение работающего в хосписах персонала.
Часть средств из Общей Благотворительной Программы идет на поддержку деятельности Британского Красного Креста в зонах природных бедствий, например наводнений или землетрясений. Обычно выделяется около 25 000 фунтов.
- Из каких источников финансируется деятельность лож?
- Как и в любом объединении или клубе, у нас платятся ежегодные взносы, часть средств передается в общий фонд Великой Ложи.
- Верно ли, что масоны в Британии сталкиваются с трудностями при приеме на работу?
- Ну, не стоит преувеличивать. В 1996 году в палате представителей изучался вопрос о масонском влиянии в полиции и в правовой системе. Пришли к выводу, что доказанных случаев такого влияния нет. Но, несмотря на это, под влиянием лейбористов, была принята рекомендация, что кандидатам на работу в правоохранительную систему предлагается добровольно сообщить, являются ли они членами масонских лож. Первоначально даже хотели публиковать такие данные, но законодательство по защите прав человека воспрепятствовало: это было бы явным вторжением в частную жизнь. Сегодня никому не скажут: "Извините, вы не получите эту работу, поскольку являетесь масоном, и вообще вам следует зарегистрироваться". Скорее, речь идет о некоей норме этики при приеме на государственную службу. Такой вопрос действительно могут задать. Мы считаем, что и эта норма должна быть законодательно оспорена, поскольку является дискриминационной. Почему такие требования касаются именно масонов?
- Есть ли у вас контакты с российскими масонами?
- Великая Ложа России существует примерно 9 лет. Мы ее формально признали около 5 лет тому назад. Насколько я могу судить, она следует в основном традиции континентального масонства. Это означает кроме прочего, что они ориентируются больше на профессионалов, ученых, интеллектуалов, бизнесменов. У нас же более широкий социальный состав братьев. Мне также кажется, что русские братья очень аккуратны в подборе членов, поскольку не желают быть использованы в политических целях, как это, к сожалению, случалось в некоторых европейских странах.
Марина КАЛАШНИКОВА, Виктор КАЛАШНИКОВ АНГЛИЙСКИЕ МАСОНЫ ОПРОВЕРГАЮТ МИФЫ О СЕБЕ. // Новые известия (Москва).- 28.01.2003.- 014.- C.6