|
Время МН (Москва) , N211
22.11.2002
ТАК КТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ОТРАВИЛ МОЦАРТА?
Над этим вопросом было время задуматься во время исполнения его масонских кантат в Большом зале консерватории. Интригующий вечер был придуман агентством "Краутерконцерт".
Юстус Франц довольно живо продирижировал увертюрой к опере "Вопшебная флейта". Считается, что именно в ней масонские идеи проведены наиболее ярко и художественно. Моцарт, по оценке масонов, был "видный и чрезвычайно усердный член сообщества". Не раз писал сочинения утилитарного характера. В концерте как раз исполнили кантату "Радость каменщиков" (1785 г.). Это небольшое сочинение для тенора (пел Марат Гареев) и хора (Камерный хор Московской консерватории) оказалось не более ярким, чем опусы забытых современников композитора.
"Маленькая масонская кантата", законченная 15 ноября 1791 года, - последнее произведение Моцарта, которое он внес в список собственной рукой. Дальше началась темная история с Реквиемом, и 5 декабря композитор, не дописав его, скончался при загадочных обстоятельствах. Кантату начали так нестройно, что трудно было проникнуться мыслью о каком-либо единстве. Вновь не поразили солисты, не тронула музыка. Так что все первое отделение прошло в размышлениях о том, отравил ли Моцарта Сальери или масоны эти самые. Ибо масоны - ребята такие загадочные, что им до сих пор приписывают смерти Лютера, Лессинга, Шиллера, Дюрера, Фихте, Лейбница, Нищие, Шуберта...
В судьбе Моцарта роковой считается цифра 18. Век - XVIII. Дата, когда он принял решающую дозу яда в масонской ложе - 18 ноября 1791 года, в день исполнения "Маленькой масонской кантаты". Объем ее составлял 18 листов, а смерть наступила через 18 дней.
В предсмертной опере Моцарта "Волшебная флейта" - 18 жрецов, 18 выступлений Зарастро, 18 партий духовых инструментов. И даже Пушкин, как помнит каждый, вкладывает в уста Сальери отчего-то именно это число: "... осьмнадцать лет ношу его с собой".
Слава богу, что концерт закончили не погребальными масонскими песнопениями, а его великим Реквиемом. И какая уж тут математика. Хор запел пристойно - поскольку уж точно знал о чем. И, кроме Марата Гареева и баса Владимира Прудникова, на сцене появились хорошие певицы Наталья Краутер (сопрано) и Ирина Долженко (лучшее меццо Большого театра). Счет переключился на другие единицы, не выражаемые цифрами. И в конце концов исполнители получили значительную часть зрительской благодарности, по небесной почте предназначенной только одному человеку - Моцарту.
НАТАЛЬЯ ЗИМЯНИНА